Поезда в Европе
Все поезда в Европе делятся на дневные и ночные. Все дневные поезда имеют только сидячие места. Обычно вагон дневного поезда похож на салон самолета, хотя бывает и разделен на купе или отсеки.
Вагонных проводников в дневных поездах нет, весь состав обслуживают один-два кондуктора, проверяющих билеты, а в большинстве случаев и продающие их. Они же следят за посадкой-высадкой пассажиров на станциях, дают свистком сигнал к отправлению, и закрывают двери вагонов. А вот открывать двери пассажиры обычно должны сами.
Существуют вагоны первого и второго класса.
Обычно в первом классе в ряду три сиденья, а во втором - четыре.
Класс вагона обозначен большой цифрой у входной двери, а часто и внутри вагона. Бывает, что вагон состоит из двух отсеков разных классов.
Кроме того, существует разделение на курящий и некурящий отсеки. Некурящих мест обычно в несколько раз больше. Курение в тамбурах, коридорах и туалетах запрещено.
Обычно пассажиры покупают просто билет или многоразовый проездной без бронирования определенного места, и после посадки садятся на первое попавшееся, как в метро. Но если вы хотите гарантировать себе место, то забронировать его можно за дополнительную плату в 2-3 евро. На некоторых рейсах TGV резервирование места обязательно.
При самом общем взгляде можно выделить четыре типа дневных поездов: пригородные, региональные, скорые и высокоскоростные.
Пригородные поезда. Называются в каждой стране по-разному: Metropolitano (M) – в Италии, RER – в Париже, и т.д. в большинстве своем это электрички, хотя кое-где пригородный поезд может представать и в виде локомотива с вагонами, и в виде городского трамвая. Пригородные поезда служат связующим звеном между городским транспортом и железной дорогой. В центре городов нередко уходят под землю, образуя единую систему с городским метрополитеном.
Региональные поезда. Обычно называются Regio или Regional (R, RB). Кроме того, есть множество локальных названий, обычно связанных с особенностями или названием местности. Ходят практически по всем линиям, но продолжительность рейса обычно не превышает двух-трех часов. Останавливаются практически в каждом населенном пункте, а в больших городах по несколько раз. Внутри вагон обычно похож на электрички. Во многих странах существуют также региональные экспрессы RegioExpress (RE, IRE, RX, TER), в Италии - Diretto и так далее. От обычных региональных поездов отличаются числом остановок, которых делают в несколько раз меньше. В больших городах останавливаются только на главных вокзалах.
Скорые поезда. Называются везде по-разному, в основном, просто Express. Кроме того, в большинстве стран Западной Европы существует сеть скорых межрегиональных поездов InterRegio (IR). Все эти поезда останавливаются только в крупных и средних городах, могут пересекать всю страну и даже несколько стран. Салон может быть поделен на купе по шесть-восемь мест. Обычно скорые поезда имеют в своем составе вагон-ресторан или буфет. Особняком стоят так называемые качественные скорые поезда - InterCity (IC) являются внутренними и EuroCity (EC) международными. Это высшая по скорости и комфорту категория скорых поездов.
Высокоскоростные поезда. Как правило, это комфортабельные ракетовидные экспрессы, достигающие скоростей в 200-300 километров в час. Во Франции – TGV. Они часто оборудованы телевизорами, телефонами, розетками для ноутбуков, аудиосистемами и тому подобными приспособлениями.
Ночные поезда состоят, как правило, из трех типов вагонов.
Сидячие вагоны в ночных поездах бывают обычно только второго класса. В большинстве стран Европы они разделены на купе по шесть (иногда восемь) мест в каждом. Однако в ряде стран никакого разделения нет, ходят стандартные вагоны с открытыми салонами. Иногда они снабжаются специальными откидывающимися креслами.
Следующий тип "ночных" вагонов – кушеточный. Он обозначается нарисованной у входной двери кушеткой. Это аналог нашего купе, только более распространенным вариантом являются все же не четыре, а шесть полок - по три с каждой стороны. Для проезда в таком вагоне надо заранее зарезервировать кушетку. Стоит это 10-20 евро (иногда до 25-30) дополнительно к цене билета.
Перейти в кушеточный вагон уже в поезде нельзя. Проводник здесь есть в каждом вагоне, он собирает билеты и возвращает их перед прибытием поезда на станцию назначения. В случае, когда поезд пересекает границу, он собирает и паспорта, чтобы не беспокоить пассажиров при пограничном контроле.
То же самое относится к третьему типу ночных вагонов – спальным. Спальный вагон обозначается нарисованной у входной двери кроватью. Они поделены на одно- и двухместные спальни. Довольно часто встречаются и трехместные. Доплата за место – в среднем 40-60 евро за двухместную спальню, а за одноместную, до 200 евро. Впрочем, если в поезде есть трехместные спальни, они стоят приблизительно 25-40 евро.
Ночные поезда делятся на два подвида - скорые и спальные.
Спальные поезда отличаются обычно более высоким уровнем комфорта, а также тем, что находятся в пути только с вечера до утра, и никогда не ходят днем.
Спальный поезд делает две серии остановок - вечернюю и утреннюю.
Вечером производится только посадка, утром только высадка пассажиров. Другие билеты просто не продаются. Ночью, примерно с полуночи до пяти-шести утра, ни сесть, ни выйти из спального поезда нельзя. Это сделано, чтобы не беспокоить спящих пассажиров. Все остановки, которые поезд делает в это время – технические. Спальные вагоны с купе на 1-3 человек в составе спального поезда есть всегда, а вот кушеточных или сидячих может и не быть. Впрочем, в большинстве поездов все же есть все типы ночных вагонов.
Резервирование места в спальных поездах обязательно. Ценовая система тут своя собственная, и не зависит от обычных тарифов на данном маршруте. Цены также не зависят от расстояния, или изменяются незначительно. Как правило, билеты стоят дороже, чем в скорых поездах. Впрочем, иногда бывает и дешевле. В спальных вагонах первого класса в цену билета включен завтрак.
Скорые ночные поезда останавливаются всю ночь, и ехать в них можно с любой станции и до любой станции. Обычно в скором ночном поезде есть все типы ночных вагонов, хотя в некоторых странах отсутствуют кушеточные вагоны. В скорых поездах применяются обычные тарифы, и могут быть использованы обычные билеты. Во многих странах скорые ночные поезда называются так же, как и дневные скорые.
Если вы едете в ночном поезде в сидячем вагоне, будьте внимательны при посадке или переходе в другой вагон в пути следования. Приблизительно половина ночных поездов в Европе состоит из нескольких частей, следующих в разные города. Посреди ночи такой поезд либо просто разделяется на части, либо обменивается вагонами с другими поездами.
Система обозначений. Существует ряд обозначений, общих для всех стран. Например, кровать обозначает наличие в поезде спальных вагонов, кушетка - кушеточных вагонов, нож с вилкой – вагон-ресторан, чашка или рюмка – буфет.
Перекрещенные молоточки говорят о том, что поезд ходит только по рабочим дням, а крестик – по выходным. Буква R обозначает возможность резервирования места, а R в квадратике, что резервирование в данном поезде обязательно. Цифры же могут обозначать все, что угодно – класс вагонов, дни недели, и бог знает что еще.
Резервирование – бронирование определенного места в определенном поезде за дополнительную плату. Обязательно в большинстве высокоскоростных и некоторых других поездах (для TGV обязательно). В остальных случаях – по желанию пассажира. Резервирование в пригородных и региональных поездах невозможно.
В случае, когда в данном конкретном поезде обязательны и доплата, и резервирование места, этот платеж является единым. А при покупке доплаты за спальное место резервирование происходит автоматически и бесплатно.
Билет – проездной документ любого типа, дающий право на проезд в сидячем вагоне обычного поезда. Это может быть банальный одноразовый билет из пункта А в пункт Б, многоразовый билет по тому же маршруту, или проездной по региону, стране или нескольким странам. Словом, любой документ, по которому можно проехать по нужному маршруту. Билет дает только право на проезд, но не гарантирует место. Билет действителен на маршрут или регион, а не на конкретный поезд. По билету обычно можно проехать в любом поезде, идущем по данному маршруту, но в некоторых поездах устанавливаются доплаты.
Доплата – покупается в дополнение к билету в том случае, если используется поезд, в котором установлена доплата, либо в том случае, когда пассажир хочет получить спальное место. Может приобретаться и одновременно с билетом на едином бланке.
Типы билетов
Все нижесказанное относится к сидячим билетам второго класса, с которыми путешествует подавляющее большинство пассажиров. Первый класс на 30-50 процентов дороже.
1. Стандартный билет в одну сторону. Стандартный билет из пункта А в пункт Б – это самый дорогой тип билета. Стоимость его рассчитывается исходя из километража или из количества тарифных зон. В большинстве стран с увеличением расстояния цена билета растет все медленнее и медленнее. Тариф международного сообщения выше тарифа на такое же расстояние внутри страны.
Этот билет всегда можно сдать обратно в кассу. Покупать его стоит только в том случае, когда вы едете железной дорогой всего один или два раза, и не имеете права на скидку. Например, Париж – Ницца время в пути 5.5 ч и стоит около 91евро.
Детские билеты стоят, как правило, половину стандартного тарифа. Возраст, до достижения которого можно ездить по детским билетам, в разных странах неодинаков – от 12 до 16 лет. Бесплатно ездят дети до 4-5 лет
Сроки действия билетов в разных странах отличаются. Билеты на короткое расстояние обычно нужно использовать в течение пары дней, а билеты на длинное могут быть действительны месяц и больше. В некоторых странах сроки действия билетов едины, независимо от расстояния. Многие билеты надо компостировать перед поездкой в желтых специальных или оранжевых ящиках-компостерах на платформах.
2. Скидочные билеты. В большинстве стран стоимость стандартных билетов можно снизить с помощью разнообразных скидок. Наиболее распространены молодежные (до 26 лет) и пенсионные (после 60) скидки, с ними можно сэкономить 20-35 процентов тарифа. Еще больше экономят школьники. Эти скидки применяются почти во всех странах. Да и в международном сообщении на них всегда можно рассчитывать.
Следующий вид скидок можно назвать маршрутными или экскурсионными. В ряде стран вы получите скидку в том случае, если едете туда и обратно. Обычно экономия составит 15-30 процентов. Кое-где можно выгадать и больше. Если вы намерены, вернуться обратно в пункт отправления, то цена такой поездки будет и вовсе равняться стоимости билета в одну сторону, в случае, если захвачен уик-энд
Еще один тип скидок – временные. Железнодорожные администрации стараются стимулировать поездки вне пикового времени. На некоторых железных дорогах поездки с понедельника по четверг стоят дешевле, чем в уик-энд или в праздники. Экономия составляет порядка 30 процентов.
Скидки порой могут суммироваться, однако далеко не всегда. Многие скидочные билеты принимаются к возврату, но проверьте это до покупки. Следует также иметь в виду, что количество скидочных мест может быть ограничено, и их могут разобрать за несколько дней или даже недель до даты путешествия.
Пути и платформы. Платформы в Европе никто не считает, считаются только пути. Таким образом, не приходится мучительно соображать, что означает "седьмой путь третьей платформы". Зато нумерация самих путей бывает порой довольно запутанной. В общем, если станция вам незнакома, то полагайтесь не на логику, а на указатели. Платформы разделены на секторы. Число секторов различается в разных странах - от двух до шести. Наиболее распространены варианты с делением на четыре и шесть секторов - A, B, C, D, E, F. Каждый поезд дальнего следования останавливается так, чтобы определенные вагоны попадали в определенные секторы. Например, вагоны первого класса - в секторы A и B, вагоны второго класса - в секторы C, D и E.
Порядок расположения вагонов в секторах для каждого поезда указан на специальной диаграмме, вывешиваемой либо на самой платформе, либо в здании вокзала. Вагоны там либо нарисованы, либо макетированы. Посмотрев на такую диаграмму, каждый пассажир может еще до прибытия поезда определить, где остановится его вагон. Или, если он не зарезервировал определенное место, он может узнать, где остановится группа подходящих ему вагонов, например, сидячих второго класса.
Такая же информация иногда появляется и на путевых табло, висящих обычно у входа на платформу. Но это бывает далеко не всегда. Обычно же там указывается, какой поезд и когда отправляется с данного пути, перечисляются основные пункты его маршрута. Там также может вывешиваться дополнительная информация - например, об обязательном резервировании мест или доплате в данном поезде, а также об опоздании.
Следует иметь в виду, что иногда от разных частей платформы могут отправляться два совершенно разных поезда. И если в расписании для вашего поезда указан путь 4А, не попадите на платформу 4В. Внешне это будет одна и та же платформа, но поезда с разных ее частей будут идти в противоположных направлениях.
Сервис. Носильщики на европейских вокзалах - явление весьма и весьма редкое. В большинстве стран их попросту нет, как нет и багажных тележек. Правда, багажный сервис можно заказать, а лестницы часто снабжены транспортерами для багажа. Бывают и лифты к платформам. Камеры хранения, напротив, есть практически на любой крупной и средней станции.
Полезные сайты:
www.sncf.fr - официальный сайт железных дорог Франции
www.trenitalia.com - официальный сайт железных дорог Италии
www.bahn.de - официальный сайт железных дорог Германии
www.renfe.es - жд Испании